05-11-2019

Министерство экономического развития РФ исключило из законопроекта о госрегулировании выбросов парниковых газов положения, касающиеся углеродного сбора

Министерство экономического развития РФ исключило из законопроекта о госрегулировании выбросов парниковых газов положения, касающиеся углеродного сбора

Об этом сообщил заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин. Такое решение министерства, в частности, было основано на заключениях Минэнерго РФ, Минпромторга РФ, Минприроды России, Российского союза промышленников и предпринимателей и Российской академии наук.

С некоторых пор в нашей стране ведутся активные дискуссии по регулированию антропогенных, то есть вызванных действиями человека, выбросов в атмосферу парниковых газов. Вслед за ратификацией Парижского соглашения по климату, Минэкономики предложило сформировать закон, регулирующий выбросы парниковых газов.

По одной из гипотез, глобальное потепление связано с количеством выбросов парниковых газов в атмосферу. Стратегическая цель 186 государств, которые присоединились к Парижскому соглашению по климату, – не дать планете прогреться больше чем на 1,5 – 2 градуса по Цельсию. Как говорится в документе, выбросы парниковых газов носят антропогенный характер. Средняя температура воздуха на Земле к концу века не должна превысить показатели доиндустриальной эпохи более чем на 2?С.

Вместе с тем отношение к идее выбросов парниковых газов в мире и в нашей стране сегодня неоднозначное. На днях более 700 ведущих мировых учёных обратились в ООН с декларацией, в которой говорится, что не существует убедительных доказательств того, что антропогенные выбросы углекислого газа являются причиной глобального потепления, а серьёзные исследования говорят, что рост CO2 оказывает лишь умеренное влияние на климат, но при этом важен для сельского хозяйства и фотосинтеза, который является основой жизни на Земле.

Президент России Владимир Путин также отмечал, что главной причиной изменений климата является не деятельность людей, а «изменения глобального характера, космические изменения, сдвиги какие-то, невидимые для нас, в галактике» и сравнил идею отказа от углеводородной и ядерной энергетики с желанием облачиться в шкуры и переселиться в пещеры. «Я лично был на Лене, нашей реке, там огромные высокие берега, там отложения явно тропических млекопитающих, тропического происхождения, тропических морей — на Лене, это Крайний Север, — сказал Владимир Путин. — Значит, там был такой климат. А что, тогда были какие-то антропогенные выбросы? Нет, конечно. Понимаете, ответа нет», — отметил Президент РФ.

В разработанном Минэкономразвития РФ проекте закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» предусмотрено госрегулирование учёта и снижения выбросов парниковых газов. Разработчики также хотели обязать предприятия оплачивать специальный углеродный сбор, взимаемый за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов.

Однако в Министерстве энергетики РФ, Министерстве промышленности и торговли РФ, Министерстве природных ресурсов и экологии, в Российском союзе промышленников и предпринимателей и Российской академии наук пришли к выводу, что инициируемая фискальная нагрузка негативно отразилась бы на развитии российской экономики и её базовых отраслей. Что же касается охраны окружающей среды, в том числе и обязательств России в рамках Парижского соглашения, — они уже выполняются с опережением.

Россия обладает 70% природных ресурсов на Евразийском континенте и играет доминирующую роль на энергетических рынках. C точки зрения первого зампреда Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике Игоря Ананских, при разработке законопроектов, которые понадобятся для выполнения Парижского соглашения, надо учитывать не только природоохранные цели, но и интересы всей отечественной промышленности.

Как заявил зампред Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике Дмитрий Исламов, инициатива введения углеродного сбора лежит в плоскости политики, а не экологии: «Это больше похоже на политику ограничения развития определённых стран, в том числе России». Депутат отметил, что основную часть парниковых газов эмитируют США, Китай и Индия, при том что ещё не доказано, что именно антропогенное воздействие является определяющим для изменения климата: «Многие учёные склоняются к тому, что гораздо больше на это влияет солнечная активность и изменения океана». Депутат подчеркнул, что Россия выполняет все свои обязательства по Парижскому соглашению, а снижать конкурентоспособность экономики страны новыми поборами нецелесообразно: «Зачем нам вводить этот налог, если мы и так уже всё выполнили и перевыполнили — нам доплачивать должны за то, что мы чужие выбросы поглощаем, а самим себе снижать конкурентоспособность экономики — это полнейшая глупость».

Такую же позицию разделяет и председатель думского Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов: «Углеродный налог в случае его введения в РФ резко негативно скажется на ключевых отраслях экономики и финансовом благосостоянии россиян».

Вместе с тем Парижское соглашение будет способствовать тому, чтобы в России вплотную занялись сохранением лесов. Законопроект предполагает учёт парниковых газов не только с точки зрения их выработки в процессе деятельности сельского хозяйства и животноводства (а это значительный источник парниковых газов) и промышленного производства, но и объёмы их поглощения лесами. Дмитрий Исламов подчёркивает, что «при грамотном и современном подходе к учёту лесов объём поглощения может вырасти в 2,5 — 3 раза». В связи с этим, необходимой становится забота о каждом лесном гектаре, недопущение лесных пожаров — в приоритете.

Как ранее заявлял специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев, к 2020 году наша страна обязалась снизить выбросы парниковых газов до уровня не более 75% по сравнению с 1990 годом, к 2030 году — до 70-75%. Вместе с тем, по данным международного рейтингового агентства Moody's, уже в 2017-2018 годах Россия находилась на уровне выбросов ниже 70%.

«Для выполнения национальных обязательств России в рамках Парижского соглашения к 2030 году достаточно корректного учёта поглощающей способности российских лесов и реализации уже запланированных программ по повышению энергоэффективности» — считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Углеродный» сбор, по мнению А. Шохина, снизит инвестиционную активность российского бизнеса и станет препятствием для выполнения майского указа президента Владимира Путина об обеспечении темпа национального экономического роста выше мировых. Глава РСПП предложил выстроить систему учёта выбросов, а также стимулировать проекты по сокращению выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения на добровольной основе с учётом важности развития базовых отраслей экономики страны.