Федеральная антимонопольная служба не поддержала поправки в закон «Об обращении с отходами производства и потребления», в соответствии с которыми Российский экологический оператор (РЭО), оператор «мусорной реформы», становится еще и оператором механизма расширенной ответственности производителя (РОП, концепция, по которой производитель либо сам утилизирует отходы, либо платит экосбор в бюджет).
«Мы считаем, что это должен быть госорган в лице Минприроды. Если РЭО будет распоряжаться средствами РОП одновременно с распределением потока отходов, это нарушит права других добросовестных участников рынка в плане антимонопольного законодательства», — заявил на круглом столе по РОП представитель ФАС Марат Маслов.
По мнению Маслова, РЭО является не полностью государственной структурой. Замглавы РЭО Алексей Макрушин заявил, что оператор является некоммерческой организацией, цель которой — защита интересов государства и общества. Он также напомнил, что в 2020 году от экосбора в бюджет поступило 3,7 млрд руб.
По словам Макрушина, сейчас РЭО сам готовит всех сотрудников, отвечающих за экосбор, существует целое подразделение, занимающееся именно РОП.
«Случаи в мировой практике, когда РОП занимается государство, редки. Примером может служить Китай, но в Европе это не органы государственной власти, а несколько некоммерческих организаций», — добавил замглавы РЭО.
С его позицией согласились и в Минприроды.
«Мы не видим смысла оставлять деньги от РОП в министерстве. РЭО — это институт развития, они могут взаимодействовать с федеральными властями и бизнесом», — отметил замглавы департамента госполитики и регулирования в сфере обращения отходов Минприроды Владимир Руденко.
Он подчеркнул, что если экосбор начнет собирать Минприроды, то это станет дополнительной прокладкой в процессе, которая его усложнит. Идею наделить РЭО статусом оператора РОП поддержали и в Минэкономразвития