В письме премьер-министру Михаилу Мишустину от 15 апреля, подписанном главой РСПП Александром Шохиным, указано, что, разрабатывая антикризисную повестку, правительство упустило из виду ограничения, установленные природоохранным законодательством. Промышленники считают, что получение разрешительных документов и проведение таких процедур, как общественная экологическая экспертиза, угрожают «неконтролируемому распространению заболевания», обстоятельства же требуют отложить до 2021 года и работы по восстановлению лесов, и эксперимент по введению квотирования выбросов.
Просьбой отложить до конца года получение новых разрешений на выбросы, сбросы и отходы, а также перенести запуск регуляторных нововведений РСПП не ограничивается.
К письму прилагается список из 73 пунктов, среди которых — приостановка экологического надзора, контроля (в том числе производственного, включая штрафы за его отсутствие) и согласований, отсрочка реализации природоохранных программ компаний, ликвидация штрафов за несоответствие промышленных загрязнений нормативам (кроме аварий), смягчение и отсрочка уплаты экологических платежей.
«Это возмутительно! — комментирует инициативы коллег зампред комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии Наталья Беляева. – В какой-то момент мы уже решили, что медицина — не главное, и финансировали ее по остаточному принципу. Теперь в пандемию гриппа мы всем миром закупаем средства защиты для врачей и за две недели потеряли весь малый бизнес. Что мы будем делать в случае экологической катастрофы — дождемся момента, когда природа нас просто отрыгнет?» Схожее мнение высказывает Татьяна Ланьшина из РАНХиГС, замечая, что целесообразно разработать план максимального перевода мероприятий экологического контроля в онлайн-режим и повысить безопасность при осуществлении мероприятий, которые нельзя перевести в онлайн.
Ослабление экологического регулирования несет угрозу здоровью и жизни людей. Пандемия влияет на все, но ведь поликлиники не перестают функционировать, обеспечение водой, электроэнергией, газом не прекращается, транспорт продолжает работать»,— удивляется она.
Менеджер по корпоративному управлению и устойчивому развитию KPMG Владимир Лукин отмечает, что во всем мире давно практикуют удаленный контроль и обсуждение проектов. Отказ от общественных слушаний «создает дополнительные риски для самих участников проектов, которые не получат адекватную обратную связь о их негативных социально-экологических последствиях и не смогут принять превентивные меры. Вместо того чтобы использовать ситуацию как импульс к внедрению современных технологий и средств телекоммуникации, правительству предлагают вернуться в технологический «каменный век», когда экологический контроль на объектах отсутствовал, что и привело к накоплению экологического вреда», указывает он.
Между тем будет неудивительным, если в Минприроды положительно ответят на запросы РСПП. На прошлой неделе министерство направило на согласование проект постановления правительства «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в котором, в частности, из-за эпидемии предлагается продлить срок устранения нарушений условий недропользования и приостановить до конца года процедуры по прекращению права недропользования, в том числе досрочному, по инициативе госорганов. В экологической коалиции «Реки без границ» убеждены, что это приведет к росту загрязнения рек Урала, Сибири и Дальнего Востока в начинающийся сезон золотодобычи.
В аппарате ответственного за экологию вице-премьера Виктории Абрамченко заявили, что письмо РСПП к ним пока не поступило. «Как только мы его получим, будет дано поручение профильным ведомствам с ним разобраться»,— отметили там.