Крупнейшие ассоциации по выполнению нормативов утилизации отходов обратились к вице-премьеру В. Абрамченко. Они убеждены: реформа экологической ответственности бизнеса вернет на свалки сотни тысяч тонн отходов и увеличит цены в магазинах – рост цен может составить до 22%.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция руководителей крупнейших ассоциаций по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки. Ассоциации созданы производителями и импортерами потребительских товаров и упаковки для реализации РОП – расширенной ответственности производителей за утилизацию отходов. Система РОП позаимствована из опыта Европейского союза и запущена в России с 2015 г. Фактически её полноценная работа началась лишь с середины 2018 г., когда были доработаны основные подзаконные акты, позволившие компаниям однозначно толковать основные процессы РОП и заниматься самостоятельной реализацией экологической ответственности. После нескольких лет активной работы по вовлечению бизнеса в утилизацию потребительских отходов Минприроды решило кардинально изменить правила: заменить самостоятельную утилизацию отходов на уплату экосбора. При этом для бизнеса вводится 100% «норматив утилизации», выполнить который возможно лишь заплатив экосбор за 100% своего товара и упаковки. Несмотря на то, что доработанная версия Концепции, якобы учитывая пожелания бизнеса, сохраняет самостоятельное исполнение РОП - но только на собственных мощностях по переработке - бизнес понимает, что данный формат самостоятельного исполнения РОП нереализуем, так как в стране проблемы не с наличием мощностей по переработке (мощности есть, они недозагружены), а с отсутствием инфраструктуры по сбору и сортировке собранных отходов.
«За три года работы наши инвестиции в инфраструктуру по сбору и переработке шин составили более 500 млн руб., — отметил Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюза», объединяющего крупнейших производителей шин. — Результат нашей работы: утилизация более 155 тыс. тонн шин. В 2020 г. мы планируем выйти на уровень утилизации в объеме 85 тыс. тонн в год. Переход на уплату экосбора обнулит эту работу, вернет шины, которые мы сегодня собираем, на свалку».
Как отметил Владислав Бондарев, директор «СКО Электроника – утилизация» (занимается развитием переработки бытовой техники и электроники), ассоциации удалось выстроить систему сбора электроники на базе 388 магазинов сети «М.Видео-Эльдорадо». На очереди – открытие еще 1700 точек сбора, в том числе на базе сети DNS. Уже сегодня ассоциация организует утилизацию более 20 тыс. тонн электроники и бытовой техники в год. «100% норматив утилизации – нонсенс не только для России, но и для Европы, где РОП развивается уже 20 лет, – подчеркнул В. Бондарев. – По сути это база для сбора нового налога, которая обернется серьезным ростом розничных цен, по нашим оценкам, до 22%».
«За 10 месяцев работы РусПРО уже инвестировала более 102 млн руб. и заключила контракты на утилизацию 35 тыс. тонн отходов; до конца года планируем увеличить этот объем до 273 тыс. тонн, — говорит Павел Рудась, исполнительный директор ассоциации РусПРО, объединяющей производителей потребительских товаров. — Еще до создания РусПРО члены нашей ассоциации и другие производители товаров широкого спроса создали сеть раздельного сбора из более 17 тыс. контейнеров в более чем 60-ти городах». Как пояснил П. Рудась, работа РусПРО имеет смысл лишь при одновременном сохранении трех ключевых принципов: возможности самостоятельной утилизации, реалистичных нормативов утилизации, а также фиксации ответственности за исполнение РОП на производителях товаров в упаковке. По словам П. Рудася, предложенный концепцией реформы РОП перенос ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на производителей упаковки создает серьезные проблемы, так как именно производитель товара в упаковке заказывает свойства упаковки, которые нужны для конкретного продукта. Поэтому производителям товаров в упаковке должно быть выгодно заботиться об уменьшении веса, объема и экологизации состава упаковки – чтобы в дальнейшем уменьшить усилия по ее переработке. Во-вторых, поскольку речь идет о квази-налоге, то заложив его в самом начале производственной цепочки, в цене упаковки, регулятор стимулирует рост цен. Пройдя через наценку оптовиков и розничных сетей, этот налог вырастет вдвое на полке магазина. «При этом за тот же объем отходов население уже платит – через квитанции ЖКУ, и плата эта растет», — отметил П. Рудась.
Юрий Коротаев, гендиректор Duracell в России, поделился результатами создания федеральной инфраструктуры для сбора и переработки батареек. За три года работы число пунктов сбора батареек выросло в 15 раз: со 100 до 1500 пунктов. Это дало девятикратный рост ежегодной переработки батареек: с 50 до 450 тонн. «Рост объёмов переработки и спроса на утилизацию благодаря нашей инфраструктуре позволил открыть в Ярославле второй завод по переработке батареек, – отметил Ю. Коротаев. – До этого на всю Россию приходился лишь один завод, в Челябинске». Как отметил гендиректор Duracell в России, в ближайших планах компании – организация еще 15 тыс. пунктов сбора. Реализация этого плана позволит создать крупнейшую в Европе сеть по раздельному сбору батареек. «Мы также планировали создавать с другими производителями батареек ассоциацию по выполнению нормативов утилизации, – поделился Ю. Коротаев. – Однако реформа РОП ставит под вопрос не только планы, но и существующие объемы переработки. Вернуть обратно на свалку 450 тонн батареек, которые мы сейчас ежегодно собираем и утилизируем – это будет очень грустным итогом нашей трехлетней работы и инвестиций».
Участники пресс-конференции отметили отсутствие готовности к диалогу со стороны Минприроды России. Министерство не только разработало концепцию реформы РОП, не приняв во внимание доводы бизнеса, но и уже опубликовало проект федерального закона, обнуляющего усилия бизнеса по сбору и утилизации отходов. По итогам обсуждений ассоциации направляют письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко, курирующей экологическую политику. Письмо содержит рекомендации не допустить запрета самостоятельной утилизации отходов и заменить введение невыполнимого 100% норматива утилизации на поступательный рост нагрузки.