11-12-2019

Минприроды России готовится предложить Правительству РФ меры по стимулированию раздельного накопления ТКО

Минприроды России готовится предложить Правительству РФ меры по стимулированию раздельного накопления твердых коммунальных отходов (ТКО):

1) Отказ от самостоятельной утилизации и перевод экологического сбора в статус квазиналога с одновременным повышением его ставки до 100% посредством увеличения нормативов утилизации (до 100%). При этом неутвержденные пока ставки экосбора на 2019 год в проекте постановления Правительства РФ возрастают в 2-3 раза.

2) Изменение порядка распределения средств, поступивших в федеральный бюджет в счет уплаты экосбора. Сейчас они через госпрограммы доводятся до субъектов РФ, которые потом распределяют средства между утилизаторами по расширенной ответственности производителя (РОП) и операторами по обращению с ТКО (которые также занимаются утилизацией по РОП). Порядок распределения этих финансовых средств установлен. Новый предполагаемый порядок распределения экосбора не раскрывается. Предполагается, что это распределение будет осуществлять не Минприроды России, а «Российский экологический оператор». Причем получателями становятся совсем не субъекты РФ, которые фактически удаляются из схемы финансирования, продолжая отвечать за организацию обращения с ТКО (60% которых представлено отходами от использования товаров, подпадающими под РОП). Вместе с этим федеральный центр, не отвечая за организацию обращения с ТКО, будет оперировать финансовыми средствами, предназначенными для такого регулирования.

3) Замену оператора Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), которым сейчас является Росприроднадзор, на Минприроды России, которое не обладает ни территориальными органами, ни исполнительным аппаратом, ни правоприменительными и контрольными функциями.

При этом ЕГИС УОИТ должна исполнять главным образом функции не по информационному обеспечению исполнения РОП, а по его администрированию с подготовкой доказательной базы для принятия мер административного воздействия, применения такого воздействия, а также для обеспечения поступления и контроля экосбора. Здесь сразу обнаруживается противоречие предлагаемых изменений: экосбор становится квазиналогом, а собирать его будет Минприроды России.

Среди ожидаемых последствий:

• перекрестное финансирование обращения с ТКО (за счет исполнения РОП и за счет тарифов за ТКО);

• противоречие в исполнении полномочий субъектов РФ и самой РФ в сфере регулирования обращения с ТКО;

• создание новых непрозрачных схем расходования финансовых ресурсов.

При этом остается вне поля зрения такой мощнейший механизм экономического стимулирования обращения с ТКО, как дифференциация тарифов на все стадии обращения с ними: на утилизацию, на обезвреживание, на сжигание. Это принято во всех экономически развитых странах и является стандартом ОЭСР. На первый взгляд, статья 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ разделяет тарифы на эти операции. На самом деле все тарифы жестко фиксированы и закреплены в общем тарифе.

В дифференциации тарифов на обращение с ТКО кроется один из основных резервов улучшения обращения с ТКО.

В целом можно сделать вывод, что лица, отвечающие за реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» нацпроекта «Экология», осознавая фактическое и прогнозируемое недостижение его целевых показателей, пытаются решить задачи данного федпроекта за счет дополнительной фискальной нагрузки на бизнес-сообщество и в регрессном порядке — на население.